Главная Новости Форум Файлы Госуслуги в системе образования Техподдержка РОИС
Наши партнеры
День Наума Грамотника (внеклассное занятие для 1-4 классов)
Внеклассное занятие по русскому языку
для учащихся 1 – 4 классов
«День Наума Грамотника»
Подготовила: Петрова Елена Валентиновна,
учитель начальных классов
Цели: способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор учащихся; развивать память, внимание, стремление узнавать новое.
Ход классного часа
Конкурс «ЗАГАДОЧНЫЙ ДИКТАНТ»
(Отгадав загадки, из первых букв отгадок составляют слово)
На пяти проводах
Отдыхает стая птах. (Ноты)
Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи? (Август)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
Рогатый, а не бодается. (Месяц) НАУМ
- 14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда, по древнему обряду это был горшок, густо усеянный монетами.
- А вот как учили буквы раньше на Руси.
Аз, буки – бери указку в руки.
Аз, буки, верендеи – мухи в квас залетели.
Ер, еры – упал дедушка с горы.
Аз, буки – вот и все науки.
- И так целый год учили крестьянские дети буквы. Второй год складывали и запоминали слоги: «БУКИ», «АЗ» – «БА». И лишь на третий год начинали читать. Мы учимся этому за один год. Вспомним, как мы учили, запоминали буквы алфавита.
А Б В Г Д Е Ё -
Постираем всё бельё.
Ж З И Й К Л М –
Апельсинку быстро съем.
Н О П Р С Т У –
Погуляем на мосту.
Ф Х Ц Ч Ш Щ -
Ах, какая чаща!
Ъ Ы Ь –
Не запомнятся никак!
Э Ю Я –
Вот и все наши друзья!
Ø Все вы знаете буквы, порядок букв, т.е. АЛФАВИТ не знают только первоклассники. Следующее задание предлагаю для 3-ков.
Расшифруйте слово: 12, 16, 26, 12, 1 (КОШКА) (Составляют на наборном полотне)
Ø Пока 3-ки расшифровывают, прочитайте фразы-«перевёртыши»:
ИДИ, МАКАР, К РАКАМ.
У ЛИП ЛЁША НАШЁЛ ПИЛУ.
Ø А теперь 2–ки попробуют «КОШКУ» превратить в «МЫШКУ».
(КОШКА, МОШКА, МЫШКА) – менять только одну букву.
Ø А знаете ли вы, как называются детёныши животных? Это мы сейчас и проверим.
Кот бежал к своим … (котятам).
Крот спешил к своим … (кротятам).
Белка прыгала к ...(бельчатам).
Лось шагал к своим ...(лосятам).
Торопился волк к …(волчатам).
А лиса неслась к … (лисятам).
Курица бежит к …(цыплятам).
А лошадка к … (жеребятам).
Ø Русский язык богат меткими словами, которые характеризуют человека, его поступки. Очень часто для сравнения используют названия животных. Догадайтесь какие?
Увлечённо говорить – заливаться …(соловьём).
Ни к чему не придерёшься – …(комар) носа не подточит.
Каждой группе будет дано такое же задание – догадаться, какое название животного нужно вставить.
Суетиться, хлопотать – крутиться как …(белка) в колесе.
Пригрозить – показать, где …(раки) зимуют.
Стремиться выполнить сразу несколько дел – гоняться за двумя … (зайцами).
Слегка, наскоро перекусить – заморить … (червячка).
Хитрить, изворачиваться – извиваться …(ужом).
Сильно преувеличивать – делать из …(мухи слона).
Тревожно, неспокойно – на душе скребут …(кошки).
Приобретать что-то неизвестное – покупать …(кота) в мешке.
Ø Задание для первоклассников «Доскажи словечко».
В зоопарке были разные звери: рыжая …(лиса), сильный …(лев), красивый …(олень), белокрылый …(лебедь).
Ø ФИЗМИНУТКА
Будем вместе веселиться
И резвиться, и играть,
И вниманье проверять.
Вы же будьте начеку:
Если в тексте ошибёмся,
Вы похлопайте в ладоши.
Коль порядок со словами,
Вы потопайте ногами.
Колокольчики звонят: хрум-хрум-хрум. –
Лает пёсик во дворе: мяу-мяу-мяу. –
Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу. +
Утки серые кричат: кря-кря-кря. +
Козлик серенький кричит: му-му-му. –
Ø «Графической арифметикой» займётся 4 класс.
КАР – Р + согласный Б + ЛУК = ? (КАБЛУК)
КАР + знак препинания = ? (КАРП)
КОТ + ЁЛКА – КА = ? (КОТЁЛ)
Ø Вам встретился знак препинания. Отгадайте загадки про знаки препинания.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу -
Разогнуться не могу. (Вопросительный знак.)
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь. (Запятая.)
На странице вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь,
Возмущаюсь и кричу! (Восклицательный знак.)
Я - минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут... (тире),
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ- (Точка.)
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят. (Кавычки)
Словам раскрывают объятья:
- Ждём в гости вас, милые братья. (Скобки)
Ø Скажите, а зачем нужны знаки препинания в русском языке?
Какой знак нужно поставить в конце этих предложений?
-Петя, почему ты не выполнил домашнее задание
-Миша, не вертись
Ø Скажите, от кого вы слышите эти фразы? Верно, чаще от учителя.
Учитель – он, а она - …
Писатель – он, а она - …
Врач – он, а она - …
Официант -– он, а она - …
Пилот – он, а она - …
Стюардесса – она, а он - …
Ø Сейчас я предлагаю вспомнить себя маленькими…
Дима: - Меня сейчас зовут Дима. А когда вырасту, будут звать Дмитрий!
- А тебя, Митя?
Митя (задумался): - Наверное, Микитрий.
- Как же все-таки будут звать Митю?
А Стасика, Люсю, Илью, Тому, Валю? МОЛОДЦЫ!
Ø Как многообразен русский язык, мы за столь небольшое время лишь слегка коснулись его кладезей. Любите, изучайте русский язык.
Чтобы больше узнать о нашем языке, нужно многому учиться. Сегодня вы показали свои знания, и думаю, если бы присутствовали ваши родители здесь, то были бы рады увидеть ваши успехи, и плетей вам бы не досталось.
Напоследок примите эти узелки на память. Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелок на память.
(Достаю верёвочки с узелками).
Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное»
Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь.
Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!
И не забудьте, что 14 декабря - … (день Наума Грамотника).
Пользователям
Логин   
Пароль 

 
Новости
В данном разделе новостей нет